Тема. Степень с целым показателем и её свойства.

Відкрити, зберегти на свій комп'ютер або роздрукувати повний текст (формат PDF) 

 

Цели урока:

ØОбразовательные: Познакомить учащихся с понятием степени с целым показателем и её свойствами. Научить применять изученные понятия и свойства при вычислениях и преобразованиях.

ØРазвивающие: Развивать умения применять теоретические знания на практике. Развивать познавательную активность,  мышление, внимание и память, умение слушать товарища, математическую речь.

ØВоспитательные: Воспитывать интерес к математике через межпредметные связи с литературой, астрономией, химией, историей. Воспитание целеустремленности, приобретение системы ценностей через восприятие афоризмов  и крылатых выражений.

Тип урока: усвоение знаний, умений и навыков.

Оборудование: презентация «Степень»; раздаточный материал для «Математического лото»; портреты ученых - математиков.

 

Ход урока

Эпиграф: “Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь”. (М.В.Ломоносов)

I. Организационный этап.(2мин.)

Учитель. Добрый день, дорогие ребята!

Тем, кто учит математике,

Тем, кто учит математику,

Тем, кто знает и любит математику,

И тем, кто ещё не знает, что он любит математику,

Работать сегодня на уроке.

Сегодня урок алгебры у вас проведу я. Зовут меня Инна Николаевна. Ребята, а какие ассоциации у вас вызывает слово «урок»? Давайте разложим его по буквам.

У – успех,

Р – радость,

О – одаренность,

К – коллектив.

Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость.

         Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.

II. Актуализация опорных знаний, умений.(10мин.)

         Учитель. На уроках алгебры в 7 классе вы уже открыли для себя удивительный мир степеней. Многие ученые во все времена занимались вопросами их изучения. Это и знаменитый Пифагор, и Декарт (который, кстати, первым ввел обозначения степени). Но я хочу обратить внимание на слова М.В. Ломоносова, которые будут эпиграфом нашего урока « Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь».

            Пригадаємо відоме українське прислів’я : «Знання збираються по краплині, як вода в долині.» И соберём по капельке всё, что  учили по теме: «Степень» в младших класах.

 

Используя презентацію (см. Приложение), учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Интерактивная технология «Микрофон».(Учитель предлагает определённый предмет (ручку или карандаш), который будет играть роль микрофона. Учащиеся будут передавать его друг другу, отвечая по очереди. Необходимо предупредить ребят говорить лаконично и быстро)

Вопросы к классу:

1.     Дайте определение степени с натуральным показателем. (Степенью числа а с натуральным показателем п, большим за 1, называется произведение п множителей, каждый из которых равен а.)

2.     Как называется число, которое возводим в степень? (Число, которое возводим в степень, называют основанием)

3.     Как называется число, в которое возводим степень? (Число, в которое возводим степень, называют показателем)

4.     Какое число получаем при возведении в степень положительного числа? ри возведении в степень положительного числа получаем положительное число)

5.     Какое число получаем при возведении отрицательного числа с четным показателем? (При возведении отрицательного числа с четным показателем получаем положительное число)

6.     Какое число получаем при возведении отрицательного числа с нечетным показателем? (При возведении отрицательного числа с нечетным показателем получаем отрицательное число)

7.     Сформулируйте правило умножения степеней с одинаковыми основаниями. (При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают  am· аn = am+ n)

8.     Сформулируйте правило деления степеней с одинаковыми основаниями. (При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителяam: а n = am- n)

9.     Чему равна степень числа а с показателем 0? (а0=1, при а¹0)

10.           Как возвести степень в степень? (При возведении степени в степень нужно показатели степеней перемножить, а основание оставит прежним (am)n = am ·n)

11.           Сформулируйте правило возведения в степень произведения? (п-я степень произведения равна произведению п-ых степеней множителей (а·b·c)n = аn ·bn ·cn)