Урок музыкального искусства в 5 классе с использованием элементов музыкотерапии , вокалотерапии, звукотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастик.

Відкрити, зберегти на свій комп'ютер або роздрукувати повний текст (формат PDF)

 

Урок музыкального искусства в 5 классе с использованием элементов музыкотерапии , вокалотерапии, звукотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастик.

Тема: Музыка в баснях.

Цели:

·        организовать деятельность учащихсяна ознакомление с образцами стихотворных литературных произведений о музыке;

·        помочь учащимся целостно представить внутреннюю связь музыки с литературой;

·        создать содержательные и организационные условия для привития навыков восприятия музыки разного характера, умению их анализировать;

·        содействовать развитию эстетического восприятия, воображения и музыкального кругозора учащихся;

·        способствовать формированию у школьников чувства понимания и уважения к музыке и литературе;

·        продолжить использовать здоровьесберегающие технологии для профилактики и оздоровления учащихся.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы: музыкального обобщения, частично-поисковый, наглядно-слуховой, репродуктивный, практической деятельности.

Музыкальный материал: Х. Глюк «Мелодия», В. Петрушин «Приветствие», И.А. Крылов «Квартет», В. Барвинский «Квартет для двух скрипок, альта и виолончели», А. Житкевич «Все это нужно мне».

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, диски, наглядный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

 

ХОД УРОКА

 

Организационный момент: вход в кабинет под музыку (Х. Глюк «Мелодия» из успокаивающей программы для снятия подавленного угнетенного состояния);

музыкальное приветствие: (использована вокальная попевка-приветствие В.И. Петрушина вызывающая прилив энергии и энтузиазма).

(на доске написана тема урока, наглядный материал)

У. На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Что стало бы со всеми музыкальными произведениями, предназначенными для пения, во что бы они превратились?

Д. В вокализы.

У. А что такое вокализ?

Д. Песня без слов.

У. А существовали бы без литературы оперы и балеты?

Д. Нет. В основе балета и оперы лежат литературные произведения. К балету и опере пишутся либретто.

У. А что такое либретто?

Д. Это сюжет оперы или балета.

У. Мы выяснили, что без литературы музыка потеряла бы многое, а что станет с литературными произведениями, если не будет музыки?

Д. Стихи останутся стихами, а те, которые написаны специально для композиторов, песнями так и нее станут, и будут лишены достаточной силы для самостоятельного существования.

 

У. Приведите пример несамостоятельности стихотворения, сочиненного специально для музыкального произведения, без музыки.

Д. (приводят пример из домашнего задания)

У. Да, действительно звучит не очень красиво. А ведь с музыкой эти стихи превосходно звучат. Но не только музыка обогащает литературу, превращая стихи в песни, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным «действующим лицом». Например, басни. Такие басни, где музыка – главное «действующее лицо» писал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

Д. «Осел и соловей», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Кукушка и соловей»…

У. Что же такое басня?

Д. (ответы)

У. Верно, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Скажите, а кому-нибудь из вас известна басня И. Крылова «Квартет»?

Д. (ответы)

У. Правильно, квартетом называется музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых музыканта: четыре трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет; арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет. Но такие квартеты встречаются крайне редко. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении двух скрипок, альта и виолончели. Струнные квартеты сочиняли В.А.Моцарт, Л.В. Бетховен, Ф. Шуберт, Э. Григ, М.И. Глинка, А.П.Бородин, П.И. Чайковский, В. Барвинский и другие композиторы. В «Квартете» И. Крылова тоже две скрипки, альт и виолончель. Только Крылов назвал виолончель «басом», т. к. виолончель – самый низкий «басовый» инструмент в квартете. Послушайте и скажите, была бы эта басня, если бы не было музыки?

(слушание басни «Квартет» И. Крылова)

У. Что станет с басней, если из нее убрать все музыкальные термины, что с ней станет, будет ли она интересна?

Д. (ответы)

У. Нужна ли музыка в этом произведении?

Д. (ответы)