Устные вычисления на уроках математики в начальной школе.

Відкрити, зберегти на свій комп'ютер або роздрукувати повний текст (формат PDF)

 

Устные вычисления на уроках математики в начальной школе

Устный счёт является способом направленного и всестороннего развития творческих способностей личности. Систематическое выполнение устных упражнений позволяет восстанавливать, поддерживать и умножать природные способности к восприятию, запоминанию и обработке информации, способствует поддержанию и укреплению всей умственной работоспособности, организованности, целеустремлённости.

В начальной школе устному счёту уделяется достаточно большое внимание, он является одной из самостоятельных специфических частей урока математики.

Основная цель устного счёта в начальных классах:

·         усвоение таблиц арифметических действий;

·         формирование вычислительных навыков;

·         формирование умений и навыков решать задачи;

·         развитие представлений о математических понятиях;

·         усвоение математической терминологии;

·         наблюдение за некоторыми математическими закономерностями;

·         развитие речи учащихся.

В течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики выделятся 5 – 10 минут для проведения  устных вычислений, предусмотренных программой каждого класса, связанных с опросом или подготовкой к восприятию нового материала.  

Эффективность устного счета зависит  от

·         правильного определения объема и содержания материала для устных вычислений;

·         от его организации: правильной постановки заданий, оптимального чередования слухового, зрительного, зрительно-слухового предъявления заданий.

Устные вычисления, как правило проводятся в быстром темпе, с использованием предварительных записей, наглядности, средств обратной связи ( веера, числового абака, сигнального блокнота, карточек). Во время устных вычислений используются игры («Магические квадраты», «Кодированные упражнения», «Молчанка», «Математическая эстафета», «День и ночь» и т. д.), элементы соревнования.

Среди заданий для устных вычислений выделяются следующие:

 

·         задания для усвоения таблиц арифметических действий;

·         упражнения по формированию вычислительных навыков

обычные примеры

1) найти значения выражений: 20-3х6                 3х9+3 ;

2) найти значения выражений и назвать конечный результат: от 50 отнять 15, отнять 7, 18 плюс 42 минус 15;

задания уплотнённого характера

1) приём дополнения: дополни до 90 числа 20, 30, 45, 52, 88;

2) приём постановки одного задания: числа 0,60, 39, 27, 48, 51 разделить на 3;

3) вычисления «цепочкой»:   9х7             9х9

                                                    +1             -41

                                                     :8              :8

                                                     ------         ----

4) вычислительные таблицы;

5)комплексные задания на основе выборки:

- вычислить значения выражений, в которых первое действие – вычитание

13-6+5                        12-6х2            6х9-3

13-(6+5)         (12-6)х2          6х(7-3);

- решить уравнения на нахождение вычитаемого

            х-5=12                        14-х=6                        24-х=6                        х+4=12          

 

6)«круговые примеры»:

95-70 94+5 14+80 25+4 99-4 29+40 69-50 19-5.

         задания с терминологическим направлением

1) по данным таблицы составить выражения и вычислить их значение

Делимое

36-6

18

36:4

70-7

25+17

6х4

Делитель

6

2+4

3

7

7

3

2)записать выражения и найти их значения

а) разность чисел 90 и 18 уменьшить в 9 раз;

б)40 увеличить на произведение чисел 9 и 6.

 

·         задания по усвоению вопросов теории арифметических действий:

1)найти частные, используя способ последовательного деления

80:16              256:8               120:15

·         задачи (предлагаются короткие текстовые задачи в 1-2 действия на слух, задачи с опорой на зрительные образы и краткую запись ; предлагаются числовые выражения и краткая запись для составления задач);

·         упражнения по геометрии;

·         задания с логической нагрузкой (задачи-шутки, нахождение числовых закономерностей, задачи на сравнение, на пересечение множеств, на переливание, задачи по комбинаторике, головоломки).

Объем и содержание устных заданий связывается с опросом , подготовкой к восприятию нового материала, закреплением изученного материала, ликвидацией пробелов в знаниях учащихся. Подбор заданий для устных вычислений, место устного счёта на уроке определяется учителем в соответствии с темой и целью урока.