Тема: Фразеологизмы, их лексическое значение. Употребление фразеологизмов в речи.

Відкрити, зберегти на свій комп'ютер або роздрукувати повний текст (формат PDF)

 

Урок

 

Тема: Фразеологизмы, их лексическое значение. Употребление фразеологизмов в речи.

 

Цель:  углубить знание учеников о фразеологизмах, их особенностях и выразительных      

            возможностях;

           сформировать умение использовать фразеологизмы в речи, находить их  в  тексте;

           воспитывать учеников в духе народной мудрости, развивать социальную и      

           коммуникативную компетентности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебники, фразеологические словари.

 

Ход урока

I.                   Организационная часть

 

     II.   Мотивация учебной деятельности учеников

           Объявление темы и задач урока

 

    III.  Актуализация опорных знаний учеников

          1.  Проверка домашнего задания.

          2.  Эвристическая беседа.

         -  Какие понятия изучаются в разделе «Лексикология»?

         -  Какая языковая единица является предметом изучения «Лексикологии»?

         -  Что такое лексическое значение слова?

         -  Как делятся слова по количеству лексических значений?

         -  Расскажите о группах слов по значению и объясните их роль в речи.

 

3. Лексическая работа

 

             Найти антонимы и записать их парами.

            Доказать, что это действительно антонимы.

     Иметь, война, медленно, за, черный, мир, начало, далекое, холодный, под, вверх, отдыхать, радоваться, здоровье, вниз, горячий, много, болезнь, работать, умирать, над, грустить, быстро, против, белый, жить, близкое, мало, потерять, конец.

 

      IY. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

 

           1.  Упражнения на закрепление.

    Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых выражений:

 

     Сразу же после приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом. Во всём произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

 

 2.  Объяснительный диктант. .

Записать фразеологизмы. О ком, о чем так говорят?

 

     Говорит одно,             а думает другое;          чем дальше в лес,       тем больше дров;  вертит языком,                как корова хвостом;   мелет, как пустая мельница;

золотые горы обещает;     языком клепает;                    делить шкуру неубитого медведя; гав ловить,                         горло дерет.

 

     3. Диктант-задание

 

      Работа в группах:

 

      1 группа

 

       Из представленных фразеологизмов выписать в две колонки те, что касаются трудолюбивых и те, что касаются бездельников.

Образовать из них пары антонимов.

 

Бить баклуши;                    без задних ног спать;                   откладывать в длинный ящик;                           горит в руках;                     горька работа, да сладок хлеб;    собственным горбом;

 дыхнуть некогда;             волоком не затянешь;                   ждать возле моря погоды;           за уши тянуть;                   дело мастера боится;                                                                     если хорошо заботишься, то и хорошо имеешь.

 

2 группа

 

      Найдите синонимические фразеологизмы:

 

   Во что бы то ни стало;   как в воду канул;    хоть караул кричи;       игра не стоит свеч,

   кровь из носу;                 себе дороже;            ни слуху ни духу;         хоть волком вой.