Практикум по формированию поликультурной компетентности

Відкрити, зберегти на свій комп'ютер або роздрукувати повний текст (формат PDF)

 

Практикум

по формированию

поликультурной компетентности

 

Актуальность проблемы:

Наша область самая многочисленная и самая плотнонаселенная в Украине. На одном квадрат­ном километре ее площади проживает свыше 200 человек. История освоения природных богатств нашего края обусловила многонациональный состав и характер населения. На территории области проживают представители многих национальностей. Среди них: украинцы, русские, греки, белорусы, евреи, молдаване, болгары, поляки, немцы, цыгане, армяне, узбеки, татары и др. национальности.

     Поэтому одной из актуальных проблем образования на современном этапе является формирование поликультурной компетентности учащихся, актуального пространства развития и самореализации в условиях поликультурной среды.

Основными критериями поликультурной компетентности являются:

1.     Уровень овладения национальными духовными и культурными ценностями;

2.     Толерантное отношение к другим культурам;

3.     Стремление к овладению мировой культурой;

4.     Уважение к религиозным ценностям других народов;

5.     Знание своих прав и обязанностей;

6.      Осознание прав другого человека, умение их ценить, уважать и выполнять;

7.     Готовность и умение взаимодействовать с представителями других культур;

8.     Стремление к сохранению и обогащению культурных и духовных ценностей;

9.     Уровень эстетической и этической культуры.

 

Исходя из вышесказанного, главной целью предложенных упражнений является формирование толерантности, как неотъемлемой части поликультурного образования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

         Участникам занятия при входе раздаются карточки (по принципу экзаменационных билетов) с названием страны.  Все участники усаживаются в круг.

 

Упражнение-приветствие.

Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе.

Участники сидят в кругу.

Инструкция: "Один из участников называет страну, которая записана на краточке приблизительно в такой форме: "Привет всем, кто сегодня отправиться в путешествие по ….. (называет страну)".

Те, к кому относятся эти слова, хором отвечают: "Привет!" и машут рукой. Приветствие повторяется столько раз, сколько предложено стран для занятия.

         Рассаживаются в группы «по странам».

 

УпражнениеЗвезды в небе.

Цель:наглядно продемонстрировать участникам тренинга уровень взаимодоверия, склонности к территоризму в группе.

Материал:ватман синего цвета, фломастеры, цветная бумага, ножницы.

Инструкция:участники, ассоциируя себя с населением страны, по которой они путешествуют на занятии, изображают себя в виде звезд на небе (каждая группа имеет свой цвет). Когда все звезды готовы, группе предлагается разместить все звезды на небосклоне.

Обсуждение:что можно сказать об общем виде созданной картины? Объединены ли все звезды какой-то общей идеей, например, являются ли они каким-то созвездием? Почему созвездия получились обособлены друг от друга (по цвету, т.е. национальному признаку)? Какие выводы можно сделать по картине на небосклоне? ( ведущий подводит к выводу о склонности к территоризму, характерной для участников занятия; о том, что не может быть конструктивным и плодотворным взаимодействие между участниками, находящимися в обособленных группах).

 

Упражнение "Давайте познакомимся".

Цель: познакомить участников занятия с особенностями культуры и традиций стран, способствовать установлению контактов между участниками и настрой на работу в группе.

Каждой группе раздаются карточки с кратким описанием особенностей культуры и традиций страны. Дается 10 минут на изучение и подготовку презентации страны.

Инструкция: "Сейчас мы осуществим небольшое путешествие по странам".

Материал: карточки с информацией, ватман, фломастеры, заранее заготовленные вырезки из журналов, газет.

Обсуждение:

- что больше всего поразило?

- что из предложенной информации не совпало с вашими знаниями и представлениями о конкретной стране?

- что вы можете добавить к услышанному.