Практикум по формированию поликультурной компетентности
Відкрити, зберегти на свій комп'ютер або роздрукувати повний текст (формат PDF)
Практикум
по формированию
поликультурной компетентности
Актуальность проблемы:
Наша область самая многочисленная и самая плотнонаселенная в Украине. На одном квадратном километре ее площади проживает свыше 200 человек. История освоения природных богатств нашего края обусловила многонациональный состав и характер населения. На территории области проживают представители многих национальностей. Среди них: украинцы, русские, греки, белорусы, евреи, молдаване, болгары, поляки, немцы, цыгане, армяне, узбеки, татары и др. национальности.
Поэтому одной из актуальных проблем образования на современном этапе является формирование поликультурной компетентности учащихся, актуального пространства развития и самореализации в условиях поликультурной среды.
Основными критериями поликультурной компетентности являются:
1. Уровень овладения национальными духовными и культурными ценностями;
2. Толерантное отношение к другим культурам;
3. Стремление к овладению мировой культурой;
4. Уважение к религиозным ценностям других народов;
5. Знание своих прав и обязанностей;
6. Осознание прав другого человека, умение их ценить, уважать и выполнять;
7. Готовность и умение взаимодействовать с представителями других культур;
8. Стремление к сохранению и обогащению культурных и духовных ценностей;
9. Уровень эстетической и этической культуры.
Исходя из вышесказанного, главной целью предложенных упражнений является формирование толерантности, как неотъемлемой части поликультурного образования.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Участникам занятия при входе раздаются карточки (по принципу экзаменационных билетов) с названием страны. Все участники усаживаются в круг.
Упражнение-приветствие.
Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе.
Участники сидят в кругу.
Инструкция: "Один из участников называет страну, которая записана на краточке приблизительно в такой форме: "Привет всем, кто сегодня отправиться в путешествие по ….. (называет страну)".
Те, к кому относятся эти слова, хором отвечают: "Привет!" и машут рукой. Приветствие повторяется столько раз, сколько предложено стран для занятия.
Рассаживаются в группы «по странам».
Упражнение“Звезды в небе”.
Цель:наглядно продемонстрировать участникам тренинга уровень взаимодоверия, склонности к территоризму в группе.
Материал:ватман синего цвета, фломастеры, цветная бумага, ножницы.
Инструкция:участники, ассоциируя себя с населением страны, по которой они путешествуют на занятии, изображают себя в виде звезд на небе (каждая группа имеет свой цвет). Когда все звезды готовы, группе предлагается разместить все звезды на небосклоне.
Обсуждение:что можно сказать об общем виде созданной картины? Объединены ли все звезды какой-то общей идеей, например, являются ли они каким-то созвездием? Почему созвездия получились обособлены друг от друга (по цвету, т.е. национальному признаку)? Какие выводы можно сделать по картине на небосклоне? ( ведущий подводит к выводу о склонности к территоризму, характерной для участников занятия; о том, что не может быть конструктивным и плодотворным взаимодействие между участниками, находящимися в обособленных группах).
Упражнение "Давайте познакомимся".
Цель: познакомить участников занятия с особенностями культуры и традиций стран, способствовать установлению контактов между участниками и настрой на работу в группе.
Каждой группе раздаются карточки с кратким описанием особенностей культуры и традиций страны. Дается 10 минут на изучение и подготовку презентации страны.
Инструкция: "Сейчас мы осуществим небольшое путешествие по странам".
Материал: карточки с информацией, ватман, фломастеры, заранее заготовленные вырезки из журналов, газет.
Обсуждение:
- что больше всего поразило?
- что из предложенной информации не совпало с вашими знаниями и представлениями о конкретной стране?
- что вы можете добавить к услышанному.